Урок 7. Параллельная парковка задним ходом
Вот вы едете по дороге и видите справа от себя одну за другой припаркованные параллельно проезжей части машины. И вот вы видите пустой промежуток между машинами метров 6 - 8 длиной. Все - можно парковаться! Если заехать передом - машина наполовину останется на дороге, что делать категорически не рекомендую. Много времени не пройдет и кто-нибудь ее обязательно зацепит. Все из-за того, что она не вписывается в колонну машин, стоящих у тротуара. На моих глазах такой случай произошел с одной машиной сразу же, как только она остановилась. Результат - ободранный слева задний бампер.
Передом можно сразу же припарковать машину, если промежуток между машинами составляет примерно три длины вашей машины. Иначе - паркуйте машину задним ходом.
Вид сбоку
Сначала останавливаем машину на старте - зеленая стойка справа. Впереди машины справа за прерывистой линией прямоугольник длиной 8,4 м (две длины машины) и шириной 2,6 м (ширина машины плюс 1 метр). Вот сюда вам необходимо заехать задним ходом так, чтобы машина нигде не выходила за габариты площадки. | |
Проезжаем мимо площадки для парковки (на улице это будет свободное место между двух машин, стоящих у обочины параллельно проезжей части) так, чтобы задний бампер был на уровне конца площадки (на улице - останавливаемся рядом с машиной после свободного места так, чтобы руль вашей машины был напротив руля этой машины и боковой интервал был на менее 30 см и не более 1 м). | |
Включаем задний ход (сначала выжав сцепление!!!) и едем очень медленно назад (Не прибавляя газ, очень плавно отпускаем сцепление до тех пор, пока машина не начнет движение, и, как только машина наберет скорость 1 - 2 км/ч, выжимаем сцепление, чтобы машина не разгонялась. По инерции машина движется, постепенно снижая скорость до остановки. Дайте ей еще импульс к движению, приотпустив сцепление еще на полсекунды. И так далее, пока не доедете до финиша. Если вдруг машина разогналась - жмите на тормоз). Как только машина начнет движение, крутим руль вправо до упора (полтора оборота). Перед машины уходит влево. Смотрите между сидений или в салонное зеркало и, как только центр машины нацелится на угловую стойку, а на ней укреплена красная бутылка, значит пора выровнять колеса - крутим руль обратно, т.е. налево (полтора оборота). При этом лучше смотреть на руль, чтобы убедиться в правильности руления. | |
Теперь едем прямо до тех пор,
пока заднее левое колесо не доедет до прерывистой линии. Смотреть нужно,
повернув голову налево, в окно левой задней двери. Заднее левое колесо
находится за спинкой заднего сидения. И, если крайняя стойка (зеленая)
окажется на уровне этого сидения, значит колесо на прерывистой линии -
это сигнал о том, что пора крутить руль налево до упора (полтора
оборота). Крутим руль в ту сторону, куда повернута голова! Перед машины уходит вправо. Когда машина станет параллельно прерывистой линии, заднее левое колесо окажется примерно в полуметре от этой линии. Соответственно и правые колеса окажутся в полуметре от линии, которая находится справа от машины. Это значит, что вы поставили машину в центр площадки, что от вас и требовалось. На улице - начинаем крутить руль влево, когда задний левый край машины окажется на уровне левого края сзади стоящей машины. На площадке - на уровне зеленой стойки (если сейчас крутить руль, тогда левые колеса окажутся на прерывистой линии, когда машина припаркуется). |
|
Это еще не все. Нужно еще выровнять колеса и делать это надо начинать до того, как машина станет параллельно площадке, потому что нужно будет крутить руль на необходимые опять полтора оборота (теперь - вправо), а это требует времени. Каждый крутит руль с определенной максимальной скоростью, поэтому и время у всех разное. Скажем, ориентиром может служить: за 2 секунды до... или когда машина нацелена на стойку в конце сплошной линии, в которую переходит прерывистая линия... или за 10 угловых градусов до того момента, когда машина станет параллельно площадке. | |
И это еще не все. Необходимо вовремя остановиться, чтобы не сбить сзади стоящую стойку. И не просто вовремя остановиться, а суметь остановиться в 30 см от стоп-линии (линия сзади машины). И здесь есть свой ориентир - стойка справа (третья, если первая - угловая с красной бутылкой). Здесь она - белая с черными полосками, а сегодня 13.09.08 она просто белая без полосок. Если эта стойка находится посредине правого переднего окна, значит до стоп-линии примерно 30 см, а если она уже приближается к боковому зеркалу, значит скоро собъем заднюю стойку. На экзамене в ГАИ эта стойка тоже присутствует как ориентир, но на улице стоек нет. Вам необходимо знать, когда вы смотрите назад между сидениями, где заканчивается ваша машина. В "четверке" есть задний стеклоочиститель. От него до конца машины примерно 30 см. Вот вам и ориентир! Найдите свой ориентир в своей машине! |
Вид из водительского сидения
Останавливаемся на старте в 30 см от стоп-линии. Ориентиром служат стойки по бокам от стоп-линии. Мы знаем, что от бокового зеркала и до переднего края машины примерно 140 см. Значит, нужно остановиться так, чтобы от бокового зеркала до стойки было примерно 170 см. Развивайте глазомер. На площадке лежат большие бетонные плиты длиной 6 метров и шириной 2 метра. Тренируйтесь определять расстояние на глаз! | |
Едем вперед примерно 13 метров - до стойки. Сбивать ее не надо! Выжимайте сцепление заранее, где-то за 2 - 3 метра до стоп-линии (и это на скорости 7 - 8 км/ч - на первой передачи при отпущенной педали газа). Даю ориентир: то, что вы видите из-под капота находится примерно в 3 метрах от бампера. Значит так: исчезает стоп-линия под капотом - выжимайте сцепление и начинайте плавно нажимать на педаль тормоза. Не надо резко бить по педали тормоза - инструктор пугается, да и машине от этого больно: однажды даже лопнула продольная реактивная тяга. Не забывайте, что машина весит одну тонну и не может мгновенно остановиться, как и мгновенно поехать со скоростью тех же 7 - 8 км/ч (это ее минимальная скорость на первой передаче). | |
Едем медленно-медленно назад, сразу выкрутив руль до упора вправо (обратите внимание: когда едем назад, то сразу крутим руль вправо при развороте в ограниченном пространстве, при разворотах с использованием прилегающей территории, которая может быть или справа или слева, при выполнении парковки, при заезде в гараж задним ходом. И вообще в нашей стране - правостороннее движение). Смотрим назад в заднее окно и в средине заднего окна наблюдаем угловую стойку. Пора выравнивать колеса - крутить руль влево на полтора оборота. Средина заднего окна в этой машине отмечена желтым прямоугольником. Как только вы поехали назад и выкрутили руль вправо, то сначала вы видите, как через центр заднего окна проходит крайняя (зеленая) стойка, потом - центральная и потом (третья по счету!) - угловая (с бутылкой). Давайте - выравнивайте колеса - хватит уже выкручивать машину влево, а то она станет перпендикулярно дороге! | |
Поставили колеса прямо, продолжаем медленно-медленно ехать назад, поворачиваем голову влево и смотрим в левое окно. Сначала край машины пересекает прерывистую линию, но вы не спешите крутить руль и даете машине заехать на площадку задним левым крылом. И вот пора уже крутить руль! Куда?!! А куда повернута голова? Налево? Вот и крутить надо налево!!! А не куда-нибудь - вдруг угадаю... Да? Давайте делать правильно! Кстати, стоит вам повторить все правильно раз так пять, ну - десять или ...-адцать - вот и запомнили! Сначала вы обучаете свой мозг, заставляете его делать что-то много раз, а потом уже он сам руководит вашими руками и ногами. Вот так и появляются так называемые моторные навыки. Наберитесь терпения и повторяйте-повторяйте, ведь обучение вождению идет качественными скачками. Сначала - не получается, а потом - раз и получается! У кого-то парковаться получается самостоятельно через полчаса, а у кого-то и через три занятия. Но получается у всех - нужно только научиться! | |
Выкручен руль влево до упора, перед машины уходит вправо и, чтобы он не ушел бесконтрольно совсем-совсем вправо, надо уже смотреть вперед и в нужный момент крутануть (значит быстро) руль вправо на полтора оборота, чтобы выровнять колеса, когда машина будет находиться параллельно прерывистой линии (дороге). | |
Вот уже машина находится "вообще параллельно", а сзади еще больше-меньше метра, а нужно 30 см до стоп-линии. Смотрите направо в правое боковое окно за последним ориентиром - белой стойкой (для вашего удобства все стойки разные-разные). Вот она появилась, а правая нога - на педали тормоза и медленно притормаживает. А стойка все ближе к средине окна, а правая нога все сильнее жмет на тормоз. Глаза видят - руки и ноги делают свое дело. Если глаза не знают куда смотреть - руки и ноги ничего не сделают. Думайте, что надо сейчас делать, смотрите и делайте! У вас было несколько ориентиров - каждый из них требовал выполнить определенные действия. Увидели первый ориентир - сделали то, что нужно. Теперь глаза ищут второй ориентир, увидели глаза ориентир - руки-ноги сделали то, что нужно. И так далее. Вы должны высматривать ориентиры и делать то, что нужно! Все просто! | |
Посмотрим назад. На глазок от заднего стеклоочистителя до стойки - 60 см. 60-30=30. То, что нужно! И зачем нам эта белая стойка сбоку - лучше смотреть назад! Кто не понял - почему?! |