Урок 1. Знакомство с автомобилем
Перед Вами диск, который содержит полный видеокурс по вождению и
предназначен для тех, кому предстоит научиться водить автомобиль и
сдавать экзамены в ГАИ. Материал этого диска укажет Вам верный путь в
освоении техники управления автомобилем и тактики безопасного вождения
по дорогам. Диск содержит более 130 видеосюжетов, которые наглядно продемонстрируют Вам все этапы обучения вождению автомобиля, включая наиболее распространенные ошибки. Методика обучения и комментарии разработаны Зелениным С.Ф., автором популярной серии книг по вождению автомобиля. Эти книги Вам рекомендуют 100 % автошкол. Чтобы "не изобретать велосипед", я использовал для первого урока метериалы из этого диска и выражаю огромную признательность автору. Этот диск оказал мне огромную помощь, когда я становился как инструктор по вождению. |
Прежде чем приступать к каким-либо
действиям по управлению автомобилем, необходимо подготовить рабочее место
водителя, ознакомиться с интерьером салона и разобраться с многочисленными
рычагами, клавишами и лампочками.
Для этого Вам понадобится
инструкция по эксплуатации Вашей машины.
Изучать устройство своего
автомобиля в движении будет уже невозможно, поэтому именно сейчас Вам необходимо
все "пощупать", "подергать", "покрутить" и понять, что к чему.
Немаловажную роль в обеспечении
безопасности поездки на автомобиле играет одежда и обувь водителя.
Экипировка водителя
Сковывающая движения верхняя одежда зачастую является одной из причин аварий, поскольку водитель не успевает своевременно повернуть руль или произвести иные манипуляции руками. Туфли на шпильке или ботинки на огромной платформе не позволяют водителю правильно и четко работать педалями. А шляпы (особенно дамские) значительно ограничивают видимость дороги. Получается, что не всякая форма одежды, которая годится для пешехода, может подойти для водителя. Позже Вы будете в состоянии управлять автомобилем и в смокинге и в бальном платье, в валенках и даже в домашних тапочках, но для первых своих поездок лучше выбрать более подходящую экипировку - свободную одежду и не очень жесткую обувь без высокого каблука. Оптимальной формой одежды для водителя-новичка является спортивный костюм и кроссовки (не на очень толстой подошве). |
Регулировка сиденья. Положение водителя на сиденье
После того, как Вы займете в автомобиле место водителя, следует сразу заняться регулировкой сиденья. Невозможно управлять автомобилем, если положение тела водителя не позволяет ему свободно работать руками и ногами.
Если водитель управляет автомобилем с зажатыми коленями ушами или он еле-еле дотягивается до педалей, если своим носом водитель упирается в панель приборов или наоборот спина его откинута далеко назад, так что отчетливо видеть он может только потолок салона, то от такой машины лучше держаться подальше. Вождение автомобиля должно начинаться с тщательной подготовки рабочего места водителя. Угол около 120° в подколенной впадине левой ноги при нажатой педали сцепления и тот же угол в локтевых суставах рук, которые правильно держат рулевое колесо, обеспечивают водителю возможность своевременно и правильно выполнять определенные манипуляции ногами и руками. В зависимости от строения тела водителя, указанный угол, конечно же, может меняться, но большинство водителей "со стажем", которые водят машину долго и безаварийно, располагаются на сиденье именно так, как показано на рисунке. |
В зависимости от модели автомобиля возможны различные варианты регулировок: сиденье вперед-назад, сиденье вверх-вниз, наклон сиденья, грубая и тонкая регулировка наклона спинки сиденья.
Начинать регулировку следует с самого сиденья и лишь после этого переходить к регулировке спинки.
Для правильной регулировки сиденья следует до конца нажать педаль сцепления, покрепче ухватиться за руль и подвигать сиденье вперед-назад, так чтобы в подколенной впадине левой ноги получился угол около 120°.
Для регулировки спинки сиденья надо левой рукой найти соответствующий рычаг и, изменяя наклон спинки, добиться угла приблизительно 120° в локтевом суставе правой руки.
Существует еще один критерий оценки правильности расположения водителя на сиденье. Нажмите педаль сцепления до конца ее хода, левую руку оставьте на руле, а правой рукой включите третью передачу и оставьте кисть руки на рычаге переключения. Если Вы смогли сохранить вышеуказанные углы, если Ваша спина плотно прилегает к спинке сиденья, и в то же время правая рука дотягивается до рычага переключения передач, когда включена третья передача, то можно смело отправляться в любую дальнюю поездку.Положение ног водителя
В процессе управления автомобилем водитель воздействует ногами на педали газа, тормоза и сцепления. А где находятся его ноги в те промежутки времени, когда никаких действий осуществлять не требуется? Стопа правой ноги лежит на педали газа (не нажимая на нее), пятка стоит на полу между педалями газа и тормоза. При этом сама нога расслаблена, а коленка "откинута" вправо. Стопа левой ноги
располагается на специально предназначенной для нее площадке (слева от
педали сцепления) или при отсутствии таковой на внутренней стороне арки
переднего левого колеса. Пятка левой ноги стоит на полу, нога
расслаблена. |
При необходимости увеличения или плавного уменьшения скорости движения правая нога соответственно нажимает или отпускает педаль газа. Для этого надо лишь мягко поработать стопой, не отрывая пятку от пола. Когда требуется интенсивное торможение, стопа правой ноги должна переместиться на педаль тормоза. В зависимости от размера Вашей обуви и расстояния между педалями стопу можно перенести на тормоз без отрыва пятки от пола или с отрывом. По окончании работы педалью тормоза стопу правой ноги следует вернуть обратно на педаль газа - это ее постоянное место "жительства".
|
Левая нога водителя предназначена для работы только одной педалью - педалью сцепления.
До тех пор пока не требуется нажимать педаль сцепления, стопа левой ноги отдыхает на специально предназначенной для этого площадке. При необходимости переключения передачи, при остановке и т.д., стопа левой ноги полностью (с отрывом пятки от пола) переходит на педаль сцепления и готовится к работе.
По окончании работы педалью сцепления стопа левой ноги должна вернуться обратно на площадку для отдыха. Избегайте известной ошибки. Недопустимо держать ногу на сцеплении, когда в ближайшее время работа педалью не предполагается!
Положение рук водителя
Управляя автомобилем, водителю приходится производить многочисленные манипуляции руками, такие как: поворот рулевого колеса, переключение передач, включение и выключение указателей поворота, стеклоочистителей, переключение света фар и многое другое. Однако большую часть времени руки водителя находятся на рулевом колесе.
Кисти рук следует разместить на рулевом колесе в положении между "без пятнадцати три" или "без десяти два". Для этого необходимо мысленно разделить руль пополам - на верхнюю часть и нижнюю, то есть найти горизонтальную ось симметрии. На многих моделях автомобилей ось симметрии совпадает со спицей рулевого колеса. Если Вы положите кисти рук чуть выше этой оси, и слегка обнимите пальцами руль, то это будет идеальное положение рук. Когда водителю не требуется переключать различные рычаги и клавиши, кисти рук должны постоянно находиться в этом положении. Никогда не зажимайте руль "с побелением костяшек" пальцев. Есть старая рекомендация: "Держи руль, как пташку. Сильно зажмешь - умрет, слабо - улетит!" |
Чтобы осуществить правильный захват обода рулевого колеса следует: распрямить пальцы кисти, положить ладонь на руль, слегка в него упереться и покрутить кистью влево-вправо. В какой-то момент ладонь как бы провалится в ямку. На самом деле, это обод руля занял предназначенное для него место в Вашей ладони. После этого надо ослабить напряжение в пальцах и слегка обнять ими рулевое колесо.
Ошибки при работе рулем,
которые негативно влияют на безопасность движения:
- захват руля в верхнем секторе,
- захват руля в нижнем секторе,
- неправильный захват обода руля кистями рук (изнутри руля),
- захват руля сверху одной рукой.
Существуют и другие ошибки. Некоторые водители постоянно держат правую руку на рычаге переключения передач, другие вывешивает левую руку в открытое окно и т.п. Учтите, ошибки при размещении рук на руле очень быстро перерастают в приобретенные вредные привычки, которые нередко становятся одной из причин аварии.
Зеркала
Садясь за руль своего или учебного автомобиля необходимо проверить правильность регулировки всех трех зеркал заднего вида. Данная процедура неизбежна в тех случаях, когда место водителя ранее было подготовлено под другого человека.
Регулировка зеркал может понадобиться также при смене одежды водителя, при изменении загрузки автомобиля и т.п. Для внутрисалонного зеркала необходимо найти такое положение, которое позволит Вам видеть в нем заднее стекло своего автомобиля целиком. В зависимости от размера внутрисалонного зеркала заднее стекло может быть видно все и еще немного по бокам или наоборот заднее стекло будет видно не полностью. Однако в любом случае "картинка" в зеркале должна быть симметрична. Это означает, что справа и слева от продольной оси автомобиля Вы должны видеть одинаковый объем пространства. При этом зеркало должно располагаться горизонтально. |
Водители в своем мнении о панорамных зеркалах разделились на две практически равные и непримиримые друг к другу группы. Одни говорят - хорошо, а другие - плохо. И парадокс заключается в том, что правы и те и другие. Что же такое панорамное зеркало? Как Вы уже поняли из данного кадра, в панорамном зеркале отражается большее пространство, чем в штатном зеркале. Данный эффект достигается тем, что панорамное зеркало немного гнутое. Однако "гнутое" зеркало имеет и оборотную сторону медали. Панорамное зеркало, к сожалению, немного (а в плохих зеркалах много) искажает действительность! |
В частности, все объекты позади и сбоку машины несколько уменьшаются и отдаляются. Кажется, что сзади идущая машина находится на значительном расстоянии, а на самом деле она рядом.
Что же лучше - не видеть часть пространства или видеть много, но в искаженном виде?
Ответ Вы сможете получить только от самого себя, когда попробуете тот и другой вариант. Только сразу возьмите на заметку - чтобы привыкнуть к новому зеркалу требуется определенное время!
Для кого-то это два-три дня, а для кого-то - две-три недели. Следовательно, в этот промежуток времени необходимо быть более предупредительным к сзади идущим машинам. Не делайте резких и внезапных перестроений и поворотов, тормозите плавно и заблаговременно.
Картинка в правильно отрегулированном левом боковом зеркале должна быть примерно такой, как Вы сейчас видите на экране монитора - небольшая часть борта автомобиля и соседние полосы движения. Угол захвата пространства позади автомобиля может оказаться больше или меньше, это зависит от размера и качества изготовления бокового зеркала. |
В правом боковом зеркале заднего вида, как и
в левом, Вы должны видеть только небольшую часть борта своего
автомобиля, а все остальное, это дорога и обочина. |
Знакомство с интерьером салона
Во время движения автомобиля водителю приходится включать и выключать всевозможные рычажки, клавиши и тумблеры, причем отвлекаться от дороги, чтобы разглядывать их, что абсолютно недопустимо. Поэтому Вам необходимо ознакомиться с расположением и назначением всех органов управления автомобилем, а также приобрести некоторые навыки работы с ними, до того, как Ваша машина первый раз тронется с места. Следует взять в руки заводскую инструкцию к автомобилю и потренироваться во включении и выключении многочисленных рычагов и клавиш. На продвинутом этапе тренировок рекомендуется проделывать те же действия с закрытыми глазами.
Стояночный тормоз
При включенном
стояночном тормозе (рычаг поднят) задние колеса автомобиля блокируются, и машина
не может сдвинуться с места.
Стояночный тормоз используется во время кратковременной и долговременной
стоянки автомобиля, а также применяется в тех случаях, когда требуется начать
движение на подъеме без отката назад.
Включается стояночный тормоз очень просто. Надо взяться правой рукой за рычаг
и энергичным движением потянуть его вверх до упора. После того, как Вы уберете
руку, рычаг останется зафиксированным в верхнем положении.
Процедура выключения стояночного тормоза несколько сложнее. Прежде всего, Вам
следует понять, что до тех пор, пока кнопка фиксатора не будет утоплена в тело
рычага, вниз рычаг не опустится, как бы сильно Вы на него не давили.
Если при постановке машины на стояночный тормоз рычаг был затянут "от души",
то утопить кнопку простым нажатием пальца Вам не удастся. В этом случае следует
поступить следующим образом:
- кистью правой руки взяться за рычаг,
- большим пальцем упереться в кнопку, пытаясь ее нажать,
- приподнять (поддернуть) рычаг наверх, хотя бы на пару миллиметров,
продолжая давить на кнопку,
- дожать кнопку, если она в это время еще не "провалилась" в рычаг,
- удерживая кнопку фиксатора нажатой, опустить рычаг вниз до конца,
- отпустить кнопку.
Потренировавшись несколько раз, не глядя на руку, Вы научитесь моментально
включать стояночный тормоз, а также легко от него освобождаться.
Предупреждение!
Никогда не дергайте рычаг стояночного тормоза во время движения. В
противном случае занос автомобиля Вам будет гарантирован даже на сухом асфальте!
Ремни безопасности
Здравомыслящий водитель не
только сам пристегивается ремнем безопасности, но и заставляет пристегнуться
ремнями пассажиров. Если Ваша машина
оборудована инерционными ремнями безопасности, то надо лишь потянуть за
бляшку ремня и вставить ее в фиксатор, а ремень уже сам Вас "обнимет".
Инерционный ремень позволяет водителю (пассажиру) свободно наклоняться
вперед, и в тоже время он надежно фиксирует тело от перемещения в случае
аварии. |