Экзамен в ГАИ
1. Психологическая подготовка
Практикующий
врач-психотерапевт со стажем более двадцати пяти лет, член Общероссийской
профессиональной психотерапевтической лиги и Российского Психоаналитического
общества Николай Николаевич Нарицын в своей книге "Психология безопасности
вождения" дает бесценные советы по сдаче экзамена в ГАИ.
Сайт врача-психотерапевта, психоаналитика Николая Нарицына
Далее читайте - все без изменений и
полностью из книги Н.Н. Нарицына.
ЭКЗАМЕНЫ
Инспектор ГИБДД - сдающему экзамен
по вождению:
- Выходите из машины! Экзамен не сдан!
- Но почему? Я же еще не успел тронуться!
- Вы бы и не смогли! Вы сели на заднее сиденье...
Бывают ситуации, когда учащихся автошколы
во время обучения занимает вовсе не проблема будущей самостоятельной езды, а
предстоящий экзамен в ГИБДД. Порой это препятствие кажется им непреодолимым, и
они (чтобы не сглазить!) просто не осмеливаются думать о том, что будут делать
после него. А зря! Испытание это, конечно, не легкое, но из него можно выйти с
честью.
Отвечая на теоретические вопросы экзамена, не спешите. Времени на
это дается более чем достаточно. Ведь воображаемый будильник над ухом, который
тут же включается у иных, когда они находятся в состоянии цейтнота, мешает
вполне реально. Поэтому не торопитесь нажимать кнопки, не удостоверясь, что
правильно поняли вопрос. Подвох теоретического экзамена в том, что в билеты
умышленно заложены различные каверзы, - это своего рода тест на
помехоустойчивость. Будьте внимательны! Также в формулировках вопросов есть и
подсказки: чем больше тот или иной вариант ответа похож на строку из Правил
дорожного движения, тем больше вероятности, что именно этот вариант правильный.
Так что, идя на экзамен, подробно изучите и разберите все билеты, а также сами
Правила дорожного движения. Не стоит пренебрегать этим простым способом.
Следующий этап - вождение. Постарайтесь получить как можно больше
информации об автомобиле, на котором вам предстоит откатать программу: "легкая"
ли педаль сцепления, четко ли включаются передачи... Попробуйте разузнать также,
каков экзаменатор: он живой человек и не может быть абсолютно беспристрастен.
Одному нравится, когда сдающий комментирует все свои действия, а другому - когда
молча таращится на дорогу.
Усаживаясь на водительское место перед "решающей поездкой",
помните: на ближайшие 15 - 20 минут это место для вас - рабочее. Приготовьте его
так, чтобы вам было удобно. Настройте под себя сиденье. Пристегните ремень
безопасности. Не стесняйтесь регулировать зеркала. "Окапывайтесь" до тех пор,
пока не угнездитесь окончательно, и лишь после этого сообщите о готовности к
поездке. И учтите, как правило, чем более "по-хозяйски" и со знанием дела вы
обустраиваетесь в водительским кресле, тем больше у вас шансов на успех.
Во время экзамена не стоит поражать инспектора лихими разворотами и
удалыми разгонами. Ни один экзаменатор не ждет, что после автошколы вы поедете,
как гонщик "Формулы-1". Многие таких "гонщиков" даже откровенно недолюбливают, а
то и напрямую заваливают. Для экзаменатора важнее то, насколько адекватно вы
оцениваете дорожную обстановку. Поэтому вас могут попросить повернуть туда, куда
нельзя поворачивать, остановиться там, где это запрещено, проехать под "кирпич"
и т.п. Будьте бдительны! И предельно корректны: не стоит изумляться вслух
"безграмотности" вашего экзаменатора. Извинитесь и откажитесь от провокационного
маневра, не забыв предложить альтернативный путь: проехать немного вперед,
припарковаться во дворе, объехать по соседней улице... Лишь бы это было не
запрещено правилами!
А для того, чтобы быть в курсе всех мелочей из серии "что на этом
участке дороги можно и что нельзя", пройдите предполагаемый экзаменационный
маршрут пешком (если он вам известен заранее) и посмотрите, где какие висят
знаки, обратите внимание на разметку, светофоры, остановки общественного
транспорта и пр.
Учтите также и то, что любой, даже самый доброжелательный инспектор
ГИБДД бессознательно стремится к тому, чтобы в городе было как можно меньше
водителей - каждый водитель теоретически добавляет ему, инспектору, работы.
Поэтому помните: на экзамене инспектор в какой-то мере ваш противник. А ваша
задача - убедить его в том, что именно из-за вашей езды у него не будет лишний
раз болеть голова! Что вы за рулем уважительно относитесь к другим участникам
движения, собранны и внимательны, хладнокровны и спокойны и одинаково хорошо
владеете как машиной, так и собой.